В пресс-конференции приняли участие директор Московского института развития образования Антон Молев, директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский и ректор НИУ «Высшая школа экономики», председатель управляющего совета школы № 2095 «Покровский квартал» Ярослав Кузьминов.
Управляющие советы – коллегиальные органы, призванные решать задачи стратегического управления школой. В управляющие советы на выборной основе входят учителя, родители и старшие школьники. Они появились около десяти лет назад и сегодня есть почти во всех московских школах. В последние годы, особенно после принятия нового закона «Об образовании», они играют все более и более заметную роль. В этом году управляющие советы начнут проходить процедуру общественной аккредитации при Департаменте образования. Это даст аккредитованным советам новые полномочия, в частности возможность согласовывать кандидатуру директора школы.
Ефим Рачевский рассказал об основных функциях управляющих советов. Это формирование бюджета школы, а также фонда оплаты труда и контроль над его исполнением, кадровая политика, образовательные программы, связь с родителями и внешним миром, общественная подотчетность и многое другое. Ярослав Кузьминов поделился опытом работы школы «Покровский квартал» и рассказал, что деятельность управляющих советов должна постоянно совершенствоваться в поисках оптимальной для каждой отдельной школы модели работы. Основной проблемой Ярослав Кузьминов считает разграничение полномочий администрации и совета. Ректор ВШЭ призвал тех, кто отвечает за жизнь школы, отходить от модели «одобряющей демократии», когда директор принимает решение, а совет голосует за. Он призвал выделить «абсолютные полномочия» советов, то есть те функции, которые будут выполняться именно им. Многие люди пока еще не верят в независимость и реальные полномочия советов, а директора не вполне готовы к партнерству. Эту проблему возможно решить, если привлекать в управляющие советы не просто родителей, а людей с социальным авторитетом, профессионалов, которые реально способны решать задачи жизни школы.
В «Покровском квартале» планируют в течение года провести эксперимент по выборам учителя и созданию механизма оценки качества их работы. Будет организован расширенный блок дополнительного образования и система предпрофильной подготовки в старших классах. Старшеклассники будут обучаться в профильных классах 4–5 московских вузов. Будет сформирована система психолого-педагогического консультирования, которая будет обеспечивать успешную социализацию для каждого учащегося.