1 декабря 2014 года. Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Ранее, 21 ноября, Государственная Дума приняла законопроект в третьем чтении, Совет Федерации одобрил законопроект 26 ноября.
Бюджет ПФР на 2015 год сформирован по доходам в сумме 6 995,17 млрд. рублей (на 11,2% больше, чем в 2014 году). Бюджет ПФР по доходам составит 9% ВВП Российской Федерации.
Расходы бюджета ПФР в 2015 году составят 7 618,15 млрд. рублей, что на 18,7% выше уровня 2014 года. Бюджет ПФР по расходам составит 9,9% ВВП Российской Федерации. Превышение расходов над доходами в распределительной составляющей бюджета ПФР в 2015 году обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2015 года в сумме 221,1 млрд. рублей. Помимо этого разница в расходах и доходах в сумме 401,8 млрд. рублей обусловлена нахождением в ПФР во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие НПФ.
Прогноз поступления страховых взносов в ПФР в 2015 году: свыше 3,9 трлн. рублей
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2015 году прогнозируется на уровне 3,904 трлн. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 86,28 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) – 88,91 млрд. рублей.
Прогнозный уровень поступления страховых взносов более чем на 6,4% превышает прогнозный уровень поступлений страховых средств на ОПС в 2014 году.
Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране (в 2015 году прогнозируется на уровне 19,022 трлн. рублей).
Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22% + 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2015 году – 711 тыс. рублей за год). Дополнительный тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.
Численность пенсионеров в России увеличивается
Прогнозируется, что в течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек.
Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2014 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ и тем, что с 1 января 2015 года пенсионеры Республики Крым и города федерального значения Севастополя будут получать пенсии по линии ПФР.
Основным видом пенсий в России в 2015 году будет страховая пенсия (в 2014 году – это страховая часть трудовой пенсии). Численность ее получателей на начало 2015 года составит 38,8 млн. человек. Еще свыше 3,3 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3 млн. пенсионеров – получатели социальной пенсии.
Пенсии в России – растут
В 2015 году впервые размер страховых пенсий будут устанавливаться по новой пенсионной формуле с учетом стоимости пенсионного коэффициента, СПК (стоимости «пенсионного балла»). На 1 января 2015 года его размер составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, однако пенсии будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год.
Индексация фиксированной выплаты в 2015 году будет произведена так же с 1 февраля на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год. Размер фиксированной выплаты с 1 января 2015 года составит 3 935 рублей в месяц.
Напомним, что новый порядок расчета пенсий предусматривает формирование пенсионных прав граждан на страховую пенсию в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). А сумма пенсии рассчитывается как сумма ИПК х СПК + фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости).
При этом средний размер страховой пенсии в течение 2015 года увеличится на не менее чем 837,97 рублей (с 11 207,8 до 12 045,77 рублей), а социальной пенсии – на 901,73 руб. (с 7 577,56 до 8 479,29 рублей).
Таким образом, среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составит не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера.
С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера – не менее 11,9%. В итоге в 2015 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 255 рублей, что соответствует 115,3% к прожиточному минимуму пенсионера.
В соответствии с бюджетом ПФР, средний размер пенсии в течение 2015 года увеличится на не менее чем 846 рублей: с 10 937,48 рублей (на 1 января 2015 года) до 11 783,29 рублей (на 31 декабря 2015 года). Для сравнения: на 1 января 2014 года средний размер пенсии в России составил 10 029,56 рублей.
Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2015 году запланированы на уровне 6,172 трлн. рублей (это на 10,9% выше, чем в 2014 году).
Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5,650 трлн. рублей. Это на 558,1 млрд. рублей (11,0%) больше, чем запланировано на выплату трудовых пенсий на 2014 год (5,092 трлн. рублей).
Пособия и социальные выплаты в 2015 году
Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 16,07 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т.д.
В соответствии с бюджетом ПФР, 1 февраля 2015 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 5,5%. В 2015 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 410,1 млрд. рублей (на 9,1 млрд. рублей больше, чем в 2014 году).
Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2015 году запланированы на уровне 35,2 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 рублей. Общий размер выплат в 2015 составит 30,3 млрд. рублей (на 4,24 млрд. рублей больше, чем запланировано на 2014 год).
Эти выплаты позволяют повысить уровень материального обеспечения свыше 760 тысяч российских семей.
Материнский капитал за 8 лет вырос почти в 2 раза
В 2015 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала.
В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2015 году может быть направлено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году.
Увеличение расходов связано с ежегодным ростом числа российских семей, использующих средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, образование детей, а также финансирование накопительной пенсии матери. На сегодняшний день свыше 5,6 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, причем более половины из них (почти 2,9 млн семей) уже направили средства материнского капитала на решение жилищных вопросов.
Размер материнского капитала ежегодно индексируется. В 2007 году - первый год действия этой программы поддержки семей с двумя (и более) детьми – он составлял 250 тыс. рублей. С 1 января 2015 года размер материнского капитала составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году.
1 млрд. рублей – на социальные программы
В 2015 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.
Предоставление таких субсидий – ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.