Самый популярный способ приобретения автомобиля - покупка через автосалон (официального дилера автомобильного бренда).
В основном все автосалоны предлагают следующие схемы:
- продажа нового автомобиля (без пробега);
- продажа автомобиля с пробегом;
- обмен автомобиля плюс доплата.
Покупка машины в автосалоне застрахует покупателя от многих рисков:
- в салоне все автомобили в обязательном порядке проходят предпродажную подготовку и проверку, которые сводят к минимуму возможность обнаружения брака после покупки.
- покупатель имеет право предъявить требования к продавцу (автосалону) при обнаружении серьезных недостатков, не оговоренных при продаже.
- в данном случае снижен риск опасности, что машина угнана и находится в розыске.
Какая информация должна быть предоставлена покупателю?
В соответствии со ст. 8, 9 и 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ № 2300-1) покупатель имеет право требовать всю необходимую и достоверное информацию об изготовителе автомобиля, о продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах. На вывеске магазина (салона) должны быть указаны виды осуществляемой им деятельности (продажа, покупка, обмен и т.д.), организационно-правовая форма (ЗАО, ООО и т.д.), фирменное наименование (если имеется), а также юридический адрес на русском языке.
Информация об автомобилях должна быть на русском языке и в обязательном порядке содержать следующие сведения:
- наименование автомобиля;
- место нахождения изготовителя и его полное наименование;
- место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий;
- место нахождения организации, производящей ремонт и техническое обслуживание машины;
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать автомобиль;
- сведения об основных потребительских свойствах автомобиля;
- правила и условия эффективного и безопасного использования автомобиля;
- гарантийный срок (если он установлен);
- срок службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этого срока;
- стоимость и условия приобретения товара;
- информация о сертификации автомобиля.
Указанная информация должна содержаться в технической документации, прилагаемой к автомобилю. Обязанность продавца - ознакомить покупателя (потребителя) с инструкцией о порядке эксплуатации автомобиля.
При покупке автомобиля покупателю передаются комплект принадлежностей, установленный изготовителем, сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вместе с машиной покупатель получает товарный чек, в котором, должны быть указаны следующие данные: наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи, цена товара и стоять подпись продавца.
Все автомобили должны пройти предпродажную подготовку, вид и объем которой определяет завод-изготовитель. В сервисной книжке на товар или в ином заменяющем ее документе продавец обязан сделать отметку о ее проведении согласно требованиям п. 57 Правил продажи отдельных видов товаров, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи).
В случае утраты покупателем документа о праве собственности на машину продавец, обязан выдать дубликат с указанием серии, номера и даты ранее выданного. Для получения дубликата утраченного документа о праве собственности на машину необходимо предоставить продавцу два документа - заявление и паспорт покупателя или другой документ, заменяющий его (п. 59 Правил продажи).
Обнаружение недостатков в автомобиле
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» автомобили относятся к технически сложным товарам, а это, в свою очередь, влечет определенные особенности при реализации прав потребителя (покупателя).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 автомобили надлежащего качества не подлежат возврату или обмену, так как включены в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Также обращаем внимание, что автомобили на период ремонта или замены не предоставляются, так как включены в «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара» (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).
При обнаружении недостатков в купленном автомобиле можно обращаться с претензиями непосредственно к самому продавцу, к компании-изготовителю, в автосервисную организацию. Возвратить машину с недостатком в автосалон возможно в течение первых 15 дней после ее передачи владельцу. Причем, дата покупки и дата передачи автомобиля - это два разных срока. В момент получения автомобиля оформляется акт приема-передачи.
По истечении 15 дней после передачи автомобиля покупателю вопрос возврата машины автосалону или замены на другую усложняется. В этих случаях требования покупателя подлежат удовлетворению при наличии одного из следующих условий:
- обнаружение существенного недостатка;
- нарушение установленных Законом РФ № 2300-1 сроков устранения недостатков;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Покупатель в письменной форме излагает свои требования в претензии, которую вручает продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у покупателя, он должен поставить отметку о принятии) или направляет заказным письмом с уведомлением.
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей
ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
Отдел консультационных услуг для потребителей
Адрес: 129626, г. Москва, Графский пер., д.4/9
тел.: 8(495) 687-39-61
e-mail: fguz@mossanepid.ru
Часы работы:
пон.-пятн. с 9-00 до 17-30
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
В случае подачи искового заявления в суд Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах) для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде.
Адрес: г. Москва, Графский пер., 4/9
тел.: 8 (495) 785-37-41
e-mail: uprav@77.rospotrebnadzor.ru