Первым в торжественном строю парада, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, в небе над Красной площадью пролетит самый большой в мире транспортный вертолёт Ми-26. В столице аналогичный вертолёт Ми-26Т в пожарном варианте эксплуатируется только в Московском авиационном центре. Для ликвидации пожара на Ми-26Т устанавливается водосливное устройство ВСУ-15, с помощью которого на очаг возгорания за несколько секунд выливается сразу 15 тонн воды.
Интересно, что и Ми-26 Московского авиацентра тоже пять лет назад поднялся в небо в День Победы. Правда, не для участия в торжественном параде, а для тушения крупного пожара на северо-востоке столицы, который разгорелся прямо во время праздничных мероприятий.
«Очень хорошо запомнил этот пожар, – рассказывает пилот Московского авиационного центра Артур Шелешков. – Воздушное пространство закрыто, и тут вдруг нас поднимают в небо по тревоге. Пожар тогда случился в районе ВДНХ, загорелся объект большой площади. Для того, чтобы наполнить водой ВСУ-15, установленное на Ми-26, необходимы были водоемы, глубиной не менее 5 метров. Увидели пруды в парке возле гостиницы Космос. Они оказались нужной глубины и располагались близко к пожару. Народу собралось немало, - смеется летчик, - детей побросали, коляски оставили, стоят, смотрят на вертолет… Пожар с помощью этих прудов потушили, конечно, быстро. Там даже время на полет тратить особо не пришлось – воду в них забираешь, вокруг хвоста разворачиваешься и сразу поливаешь…И парад воздушный рядом, мимо пролетает! Удивительная, конечно, ситуация была».
Уникальный Ми-26Т участвовал в тушении многих пожаров, и не только в Москве: на заводе «Серп и Молот»; на медицинских складах; в производственном здании НПО «Алмаз-Антей», лесных пожаров в Московской области 2010 года и многих других. Участвовал этот вертолет и в ликвидации пожара в деловом центре «Москва-Сити». Тогда впервые в мировой практике экипажи Московского авиацентра на вертолётах тушили пожар в ночное время при отрицательных температурах и порывах ветра до 15 м/с.
Этот вертолёт-труженик используют только для тушения крупномасштабных пожаров, которые, к счастью, в Москве бывают нечасто.
Ми-26Т недаром считается самым грузоподъёмным в мире среди серийно выпускаемых вертолётов. Ми-26 может поднять груз весом до 20 тонн на внешней подвеске или внутри фюзеляжа. Большой объем внутренней кабины позволяет этому вертолёту перевозить самые разные крупногабаритные грузы, например, пожарный автомобиль. Экипаж Ми-26 состоит из шести человек. Это два пилота, два бортоператора, бортмеханик и штурман.
Кстати, из-за больших габаритов вертолет называют не воздушным судном, а воздушным кораблем.