Прокурор Центрального административного округа г. Москвы разъясняет: основные права потребителя

Фото: сайт мэра Москвы

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» основными права потребителя являются:

- право на качество товара (работы, услуги). Право на качество обеспечивает потребителю извлечение из товара (работы, услуги) заявленных потребительских свойств. Любой товар или услуга должны соответствовать установленным обязательным требованиям и заявленным характеристикам. Если же приобретенные товар, работа, услуга не имеют четкого описания, то они должны быть пригодны для тех целей, для которых обычно используются.  Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы вернуть товар и предъявить в установленные сроки к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), требования о возмещении убытков, причиненных вследствие покупки товара ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда. Если требования потребителя о возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, не будут удовлетворены в установленный срок, он также вправе потребовать выплатить неустойку.

Аналогичные права предоставляются потребителю в случае оказания некачественной услуги, нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) или в случае выполнения работ с недостатками.

Право потребителя на качество товара включает в себя также следующие права: на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы; замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества; соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил; безвозмездное устранение недостатков товара; отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.

Право потребителя на качество работы (услуги) включает в себя, в частности, следующие права: на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги),  безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы, уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков.

- право на безопасность товара (работы, услуги). Безопасность товара (работы, услуги) предполагает его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) не причинял вред в течение срока службы или срока годности, а при их отсутствии - в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Потребителю гарантируется возмещение в полном объеме вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков или необеспечения безопасности товара (работы, услуги), а также в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Убытки возмещаются сверх неустойки (пеней), установленной законом или договором. Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), также возмещаются в полном объеме.

- право на информацию. Потребителю гарантировано право требовать предоставления необходимой и достоверной информации, в частности о  товаре, гарантийном сроке, об изготовителе, исполнителе, продавце, о сроках для предъявления требований в отношении недостатков товара.

- право на судебную, государственную и общественную защиту. Если потребителю не удалось добиться соблюдения его прав в добровольном порядке, соответствующее требование подлежит рассмотрению в суде по выбору потребителя.

В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной суммы.  Также потребители имеют право обращаться в Роспотребнадзор, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.



Новости СМИ2